понедельник, 20 сентября 2010 г.

Приходите в гости к нам

Приток/отток иностранных инвестиций в страну — дежурная тема для иллюстрации хороших/плохих заслуг дежурного правительства. Хотя эта тема серьезная, всю ее глубину я сейчас постигать не хочу (или не могу), а просто затрону слегка, так сказать, поверху, один аспект. Общеизвестный, и ничего нового я этим затрагиванием не открою, разве что скажу об этом немного другими словами.

Итак, несколько простых известных определений:
  • Некто, инвестор, вкладывая средства, рассчитывает на этом заработать, то есть не только сохранить вложенное, но и получить сверх того.
  • Но гарантий у него нет, и он может оказаться в пролете — потерять вложенное или «сверх того» окажется меньше, чем он ожидал. Причины «пролета» могут быть самыми разнообразными, от мухляжа в красивом бизнес-плане до извержения вулкана, от более быстрого/умного/проницательного конкурента до войны.
  • Почти всегда у него есть выбор, куда и сколько вложить. Или никуда не вкладывать. Или и туда, и туда и сюда. Эти альтернативы конкурируют между собой, «сверх того» взвешивается против «пролета».
Горшочки с медом
В совокупный риск «пролета», кроме прочего, закладывается страновый риск. В этом смысле современная Украина состоит в группе лидеров.
Предположим, есть два аналогичных инвест.проекта — один связан с Украиной, другой с Англией. Чтобы иностранный инвестор отдал предпочтение украинскому инвест.проекту, наверно, нужно чтобы либо:
  1. Выгодность украинского превышала выгодность английского настолько сильно, насколько украинский страновый риск превышает английский и еще немного (если все прочие риски равны), либо
  2. Прочие английские риски (или барьеры) превышали прочие украинские настолько сильно, что компенсировали украинский страновый, и еще немного (если выгодность одинакова).
Мне кажется, чем больше разница между страновыми рисками, тем фантастичнее выглядят оба эти пункта. И, однако ж, анализы показывают, что в крови Украины присутствуют клетки инородного капитала, и не только из братского Кипра. Почему они смогли туда прорваться через мощную иммунную систему страны? Потому что Украина располагает некоторым количеством уже готовых обезбашенных проектов. Например, Криворожсталь — пример проекта, основанного на имеющихся природных ресурсах; заводы «Евраза» — на уже существующих промплощадках, хоть и старых; банк «Аваль» — на доступе к пенсионным средствам. Время от времени в СМИ появляются сообщения о героических попытках закрыть ввоз в страну каких-нибудь вредных отходов. Это пример, когда риски или барьеры в другой стране превышают наш страновый риск. И так далее.


Есть, конечно (вернее, наверно), и построенные с нуля заводы по производству, скажем, сантехники. Но сколько их в общей доле инвестиций в страну? И вообще, сколько может быть бизнесов с настолько большой рентабельностью, что она превышает украинские риски? А между тем количество месторождений и старых советских заводов не безгранично.


Поэтому, когда я слышу из любых уст реалистичные уверения в том, что мол, вот мы сейчас сделаем то-то и то-то, и наконец «грядут иностранне инвесторе», это наносит сильные удары по моей вере в наличие у меня здравого смысла. Нет, я считаю, верю, надеюсь, что это и правда произойдет, только не так быстро. А самоотверженный труд министерств и депутатов по разработке и принятию «хороших» инвестиционных законов сам по себе имеет очень косвенное отношение к темпу нашествия инвесторов. Более того, даже наличие у первых лиц государства искреннего желания и воли к инвестиционной открытости страны, ничего не гарантирует.


Я вам одолжу. А вы не умрете?
Хотя, как видно, ценные бумаги правительства живо интересуют людей. Относительно длинные НДС-облигации и евробонды разлетаются на ура. Но эти деньги направляются на погашение долгов, а не на бизнес. И, может я ошибаюсь, но ведь когда человек принимает решение купить у правительства облигацию, он рискует в том смысле, что это правительство может послать его на… (дефолт), или на страну могут напасть или она вообще прекратит существования, или что-то в таком духе. То есть это достаточно грандиозные события, которые случаются отнюдь не каждый день, не внезапно и они могут контролироваться другими странами.


А такие вопросы как коррупция, отношения с налоговиками, легкость ведения бизнеса, рэкет, и им подобные не особо сильно напрягают счастливого держателя гос.облигации. Поэтому спрос на них не является хорошим свидетельством внутренних системных изменений в стране.

Комментариев нет:

Отправить комментарий