суббота, 7 января 2012 г.

Vitello leggittimo

Или о ложном представлении про закон и милосердие.
Действующие лица
Не будем изобретать велосипед, возьмем классическую модель – остров и несколько человек на нем. Собиратель, он собирает ягоды, Охотник, добывающий мясо и Рыбак, который ловит рыбу. Кроме этих трех есть еще Калека, который ничего не может делать. И последний «персонаж», я не знаю, как правильно его обозвать – это может быть жрец, учитель (может быть даже великий), проходимец, модное веяние с соседнего острова, король. Наш Калека, в конце концов. Поскольку в данной простой истории единственная роль этого пятого «персонажа» заключается в том, что его указание выполняется Собирателем, Охотником и Рыбаком, дадим ему имя «Закон».
Как они работают
За какой-то период времени (или цикл) Собиратель, Охотник и Рыбак выдают «на гора» по три меры своего продукта каждый. То есть Собиратель собирает по три меры ягод, охотник – по три меры мяса и рыбак – по три меры рыбы. Техническое пояснение – меры не одинаковы ни по весу, ни по калориям, ни по чему угодно. Слово «мера» здесь употребляется во избежание ненужных подробностей про курсы обмена. В данном случае можно обойтись без них.
Каждому нашему герою, включая Калеку (но не включая Закон, не будем усложнять), необходимы все три продукта. Теоретически, на протяжении какого-то ограниченного времени можно перекантоваться и на двух. Два продукта вместо трех это не немедленная смерть, но если так будет продолжаться, она станет гарантированной.


Итак, в течение одного цикла продукты получены и обменены по следующей схеме: одна мера оставляется, остальные меняются на два других продукта. Собиратель одну меру оставляет себе, одну отдает Охотнику за меру мяса и одну – Рыбаку за меру рыбы. Аналогично поступают со своими продуктами Охотник и Рыбак. В итоге каждый из них имеет по одной мере ягод, мяса и рыбы. Они напряженно работают с утра до вечера, так что на данном этапе это их максимальная выработка. Только девять мер – десять и больше получить невозможно.
Второе техническое пояснение, про ненулевую сумму. Из-за того, что они свободно обмениваются, некоторые из них могут оказаться способными увеличивать свои запасы (капитал). В следующих циклах максимальная выработка может превысить девять мер, но вопрос о том, пересилит ли эта тенденция другие, о которых ниже, остается открытым.
Роль Закона
Теперь вспоминаем про Калеку и Закон. Закон гласит: нельзя позволить, чтобы Калека умер. А чтобы он не умер, ему нужно кушать по одной мере каждого продукта. Ослушаться Закона нельзя и сейчас не имеет особого значения, каким образом достигается послушание – насилием, уговорами, запугиванием карой небесной, обращением к совести, «а смотрите, на других островах так поступают» и т.д. Зато важно, что указание о помощи Калеке приходит извне, оно само по себе не влияет на шкалу ценностей тех, кто производит продукты. Нет, я не отрицаю, что у Собирателя (или у любого из них троих или у всех вместе) может возникнуть желание помочь Калеке, с участием Закона или без. Такое развитие событий тоже будет описано ниже, но сначала рассмотрим случай, когда указание Закона является навязанным.
Передача продуктов Калеке может происходить двумя путями: до того, как производители обменялись между собой, или после.
Передача до обмена
Каждый из производителей отдает Калеке по одной мере своего продукта. У Калеки на руках полный комплект – ягоды, мясо и рыба, у всех остальных по две меры собственного продукта. Что будет происходить дальше, как производители могут разобраться между собой? Тут наверно нужно подчеркнуть, что мы говорим о модели. И хоть она очень простая, предметом нашего размышления являются возможные действия индивидов, а это темная область. Здесь нельзя сказать: Собиратель поступит так-то, а Рыбак так-то – может и да, а может, и нет; может они сделают что-то такое, о чем мы даже подумать не могли. Единственное, на что я могу рассчитывать, это попытаться уловить тенденцию в их действиях и может быть, мне удастся быть хоть сколько-нибудь убедительным в объяснении. Можно считать это disclaimer`ом.
Предположим, что Собиратель, как и раньше, оставит одну меру ягод себе, а вот на что он обменяет вторую, это вопрос. Ведь теперь ему придется выбирать между мясом и рыбой. Точно также и остальные со своей стороны находятся перед выбором – ягоды или рыба (Охотник) и ягоды или мясо (Рыбак). Допустим произвольно, что Собиратель и Охотник меньше всего ценят рыбу. Тогда они обменяются друг с другом и у каждого из них окажется по одной мере ягод и мяса. А Рыбаку, получается, некому предложить свою рыбу и не у кого взять другой пищи. У всех троих рацион стал скуднее, но хуже всего Рыбаку. Он наловил три меры рыбы, но фактически остался с одной, потому что в таких условиях ценность второй меры снизилась. Что ему с ней делать? Он умрет, а Собиратель с Охотником тоже на грани и не известно, сумеют ли они на таком пайке вырабатывать по три меры и не присоединятся ли они к Калеке.
Если производители не изменят свое поведение или если Закон не отменит свое требование, эта группа людей вымрет. Тенденция к вымиранию. Допустим, Закон неумолим. Тогда единственный выход – автаркичное существование. Раз Рыбаку не хватает ни ягод, ни мяса, ему придется самому их добывать. Но автаркия – это снижение производительности. Уже не может идти речь о девяти мерах, их будет меньше. То есть имеем тенденцию к автаркии. Эти трое может и выживут, но Калека обречен и чем быстрее он умрет, тем больше шансов у остальных.
Передача после обмена
Если производители уже между собой обменялись, как им хотелось, то на первый взгляд, каждому из них нужно просто составить расписание, по которому следует отдавать Калеке один из своих продуктов. Например, Охотник сейчас отдаст ягоды, в следующем цикле он отдаст рыбу и затем мясо. По крайней мере, хоть как-то смягчится ущерб от уменьшения рациона. Но, во-первых, им потребуется согласовывать свои расписания, а то получится, что все одновременно скинули Калеке по рыбе и тот загнулся от нехватки витаминов. А во-вторых, и это важнее, знание о том, какой продукт им придется отдать, помешает свободному обмену. Например, наступила очередь Собирателю пожертвовать выменянным мясом, Охотнику – рыбой и Рыбаку – ягодами. Собиратель предпочитает, чтобы в конце у него остались ягоды и мясо, поэтому он будет стремиться заполучить у Охотника две меры мяса. Но тот тоже хочет оставить себе одну меру мяса, вторую он должен отдать Собирателю для Калеки и третью – Рыбаку за рыбу.
Это уже не свободный обмен, а перераспределение. Понадобится диктат. Это тенденция к конфликту, а за ним автаркия или вымирание.
Теперь пришло время попробовать понять, каким образом они, включая Калеку, могли бы повысить свои шансы. Закон придется отбросить, потому что его указание истребляет этих людей.
А и Б сидели на шкале
Люди ранжируют свои цели: «этого нужно добиться в первую очередь, это потом, а это вообще как получится». Потребность помочь Калеке находится на одной шкале вместе с целями иметь в своем распоряжении ягоды, мясо, рыбу, вместе с потребностью в отдыхе и т.д. Кстати, где-то на этой же шкале находилась бы и цель выполнить Закон, если бы он действовал. Но даже если бы у всех троих на первом месте стояла цель помочь Калеке, это само по себе не обратило бы вспять тенденцию к вымиранию или к жизни на грани выживания. Продуктов на всех все равно не хватает, как ни крути.
Выход очевиден – нужно увеличить выработку. Но возможности производителей ограничены, девять мер это все, на что они сейчас способны. Как увеличить количество добываемых продуктов? Уже упоминалась способность некоторых людей достигать увеличения своих запасов благодаря обмену и разделению труда. Необходимо выяснить, как им это удается, может быть, Калека будет спасен (а может, и нет).
Способ увеличения выработки, опять же, вроде бы очевиден. Нужно просто усовершенствовать орудия труда. Ха, делов-то! Но отчего же эти бестолочи не бросились их улучшать?
Не исключено, что Рыбак уже давно размышляет о новой, лучшей сети, которая по идее должна позволить вылавливать больше рыбы. У Собирателя есть соображения по поводу нового лукошка, а у Охотника – по поводу дальнобойного лука. Но эти вещи не могут появиться просто так. Нужно посвятить время для их создания. Когда Рыбак будет плести новую сеть, он не сможет одновременно ловить рыбу; или ему придется уменьшить время своего отдыха, что не лучшим образом повлияет на его работоспособность.
Нужно запастись продуктами на время плетения. Запастись означает не съедать все. О чем вообще идет речь? О том, что Рыбак, если он отважится на эту авантюру, будет страдать от недоедания. О том, что если он ошибется в своих расчетах о времени, необходимом для плетения сети и заготовит недостаточное количество продуктов, то все его старания пойдут прахом. О том, что новая сеть вполне может оказаться не такой уж классной или что Рыбак переоценит свое мастерство в плетении. О том, что в любое время у Собирателя и/или Охотника по какой угодно причине может ухудшиться отношение к рыбе в пользу, скажем, мяса, и тогда Рыбак либо не сможет обменивать рыбу на другие необходимые ему продукты в период запасания, либо увеличение его производительности не принесет ему ожидаемой пользы.
Затея с новой сетью может легко погубить Рыбака. А ведь есть еще Калека! В то время, когда Рыбак избрал своей первоочередной целью новую сеть (сегодняшняя польза от продуктов приносится в жертву возможно большему количеству продуктов в будущем), Калека теоретически смог бы выжить, если сохранение его жизни станет первоочередной целью Собирателя и Охотника (польза от продуктов приносится в жертву желанию помочь).
Но если Собиратель и Охотник хотят помочь Калеке ЛЮБОЙ ценой, то все наши островитяне обречены. Любая цена означает пренебрежение своей способностью добывать ягоды и мясо. Любая цена также означает разрешение на изъятие запасов, которые успел сэкономить Рыбак. Любая цена означает запрет на предпочтения, то есть на свободный обмен. Короче, любая цена – это Закон. Про Закон уже было сказано. Но что тогда могла бы означать НЕ любая цена? Где следует остановиться?
Итак, вопрос сводится к следующему. Кого назначить улучшателем орудия труда, а кого спасателем Калеки; что и как именно улучшать; сколько и какие продукты необходимо отдавать Калеке его спасателями так, чтобы никто из них сильно не пострадал; сколько времени должен длиться процесс улучшения; сколько и какие продукты должен сэкономить улучшатель, чтобы не пострадал он сам и остальные; и так далее и тому подобное. Существует ли в этой Вселенной человек, существо, Бог, судья, которые знают ответы на эти вопросы, могут эти ответы донести до людей и заставить им следовать (и при этом не погубить людей)? Я таких не знаю. Если кто-то знает, пусть назовет имя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий