Безопасность
Желание человека быть в безопасности порождено не его жизнью
в обществе других людей. Потребность в безопасности, так же как потребность в
пище или укрытии от холода не зависит от того, живёт человек один или же среди
других. Эта потребность возникла до
общества (по времени или логически). Поэтому неправда, что основной целью
государства является обеспечение безопасности. Оснований считать так не больше,
чем считать, что задачей государства является обеспечение продовольствием или,
скажем, размножения. Выбор безопасности в качестве цели государства является
произвольным выбором автора этой идеи и её последователей. Собственно говоря,
были и есть другие авторы, так же произвольно наделяющие государство другими
задачами и целями. То же продовольствие, или ограждение от иностранных
производителей. Между тем обеспечение безопасности, равно как и обеспечение
другими нужными человеку вещами является исключительно делом самого этого человека.
Правила
Люди могли бы жить изолировано друг от друга – в норах,
дуплах, пещерах и т.д. Возможно, при встрече они бы боялись друг друга. Возможно,
они бы стремились убивать друг друга за ограниченные ресурсы, а может быть и
просто так убивать. Но так получилось, что люди сильно не одинаковы по своим
природным характеристикам и интеллектуальным способностям. Благодаря этому
обстоятельству становится выгодным разделение труда и обмен. Выгодным для
каждого участвующего в таком разделении по отдельности, а не для общества в
целом (если бы только для общества, то никакого общества не возникло бы). Это единственная
причина, по которой люди не живут полностью изолировано и не убивают друг
друга. Других причин нет.
Поэтому неправда, что для жизни в обществе люди должны
подчиняться неким особым, специальным единым правилам. Все необходимые для
жизни в обществе правила уже
содержатся в практике разделения труда. Речь идёт не только о торговых
правилах, но и об уголовных и вообще любых. Не законы общежития сначала
создаются, а потом люди по ним живут вместе. Людей объединяет не следование
общим правилам, а неравные способности и разделение труда. Чем более углублено
и расширено разделение труда, тем более объединены люди, тем больше оно вызывает к жизни правил для участвующих
в нём. И наоборот, чем меньшую выгоду от разделения труда видят люди, тем меньше
они связаны, тем меньше причин для существования общества и, как результат этого, тем меньше
действующих правил. А не так, что «ой, люди не соблюдают законы и поэтому в
обществе проблемы». Для жизни в обществе нет нужды ни в каких дополнительных
правилах, кроме тех, что возникают из практики разделения труда.
Есть ли единый арбитр, к которому могли бы обратиться стороны конфликта – это второстепенное и случайное обстоятельство. Как было показано выше, единые правила, а вместе с ними и единый арбитр (не говоря уже о безопасности) не являются причиной возникновения или разрушения общества. Они вообще не причины, а следствия. Они производные от степени осознания людьми выгод, которое даёт разделение труда и от его характера.
"Все необходимые для жизни в обществе правила уже содержаться в практике разделения труда."
ОтветитьУдалитьЧто делают? - СОДЕРЖАТСЯ.
Спасибо, исправил
Удалить