суббота, 6 октября 2012 г.

Цели vs будущее (а не средства vs цели)


Перечитываю «Конкуренция и предпринимательство» Кирцера. Хотя первый раз читал её чуть более полугода назад, сейчас как будто вижу в первый раз. Это одновременно и здорово, и пугает :).

Кирцер бомбит неверную формулировку «экономической проблемы», которая сводится к тому, что необходимо добиться такой модели манипулирования данными средствами, которая наиболее точно будет соответствовать данной иерархии целей.

Мне пришла в голову ещё одна бомбочка.
-----------------------------------------------------------------------------------------
Я пытаюсь представить себе, как дальше сложатся обстоятельства. Изменятся ли они и если да, то в какую сторону. Если я сочту, что они станут неблагоприятными для меня, или недостаточно благоприятными, как мне бы того хотелось, я задумаюсь о том, как я мог бы изменить будущий ход событий. В «обстоятельства» включаются и будущие действия других людей, их я тоже пытаюсь предугадать.

Мне нужно понять, как именно следует действовать, к чему приложить свои усилия, на что повлиять, чтобы предстоящие события пошли так, как я того желаю. Я смотрю, какими средствами я располагаю сейчас, и какие могут мне понадобятся и на что я вообще способен. Разумеется, я обнаружу дефицит. Этот недостаток средств и способностей скорректирует мой план по изменению будущего. Да, я попытаюсь «максимизировать», но прежде мне нужно выбрать цели, то есть то, что именно я хочу изменить. Другими словами, заданных, «данных» целей нет. Я как раз занят их поиском. Я перебираю их, сопоставляю с имеющимися у меня возможностями, какие-то отбрасываю как слишком нереалистичные, какие-то – как слишком недостойные. И всё это основано на моём представлении о будущем. Зыбкая основа.

Любое следующее событие, любой знак или сигнал могут изменить это моё представление. Более того, в любой момент времени я могу пересмотреть свою оценку уже произошедших событий, уловленных сигналов и знаков и этот пересмотр снова изменит моё представление о будущем. Более того, то, что ранее мне казалось вполне приемлемым для меня, по какой-то причине может перестать быть таковым. И наоборот. Мир вокруг меня постоянно изменяется, я изменяюсь. Это вынуждает меня постоянно пересматривать уже выбранные цели, а вслед за ними – способ действий и способ применения средств.
----------------------------------------------------------------------------------------
Таким образом, максимизация средств по отношении к целям – занятие второстепенное и подчинённое другому занятию. А именно занятию по предсказанию будущего и, если так можно выразиться, по «максимизации» целей по отношению к постоянно изменяющемуся будущему миру. Если бы это было не так, то мы бы сейчас жили хуже, чем первобытные люди. Хуже настолько, насколько успели бы израсходовать доступные им тогда средства. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий