среда, 20 июня 2012 г.

Искренние и непримиримые


Есть люди, которым неприятно смотреть, как страдает другой человек. От голода, болезни, угнетения, издевательств и тому подобного. Даже не обязательно видеть – достаточно осознавать, что кто-то страдает от чего-то. Под словом «неприятно» подразумевается широкая гамма чувств, вплоть до «невыносимо».
То, что такие люди действительно есть, здесь не является утверждением или констатацией факта. Это предположение. Всё, о чём идет речь ниже, также является не более чем предположением. Скорее всего, такие предположения невозможно проверить.
Реакцию этих людей на страдания другого человека можно разделить на три типа. Первый: испытывать неприятное чувство, но никаких действий в связи с этим не предпринимать; этот тип реакции дальше рассматриваться не будет, поскольку не влияет на действия. Второй: для облегчения страдания использовать собственные средства. Деньги, имущество, время, усилия, жизнь, что угодно, но своё. Это благотворительность. И, наконец, третий тип реакции: использовать чужие средства.
В принципе, не имеет значения, по какой причине используются чужие средства для устранения собственного неприятного чувства.
То ли потому, что свои средства жалко тратить, то ли они уже истрачены на страдающих, то ли их явно недостаточно или вовсе не было. Возможно, самым распространенным объяснением является следующее: «До тех пор, пока остаются бедные, голодные, незащищенные (особенно незащищенные) и т.п., необходимо направлять все имеющиеся усилия для уменьшения их числа. Нельзя мириться с существующим положением». Кто-то может добавить: «В обществе, где есть разделение труда и полностью признается собственность, эта задача решается, но недостаточно. Благотворительность эту задачу решает, но также недостаточно. Всё равно остаются страдающие». Возможно, в этом причина популярности государства? Эти люди думают, что государство облегчает им доступ к чужим средствам. Несмотря на то, что некоторые из этих причин могут выглядеть более вескими, чем другие, последствия одни и те же.
Категории, о которых здесь идёт речь, то есть ценности, чувства, оценки, цели, не могут быть предметом договора. Их можно передать другому человеку, убедить его, но о них невозможно договориться. Договариваться можно только о средствах. Поэтому те, кто использует чужие средства для облегчения страданий других людей, могут достичь успеха только при соблюдении двух обязательных условий. Эти условия равно распространяются как на тех, кто намерен использовать чужие средства, так и на собственно владельцев этих средств. Во-первых, они должны переживать неприятное чувство с примерно одинаковой интенсивностью. Во-вторых, они должны примерно одинаково оценивать средства, направляемые на уменьшение страданий несчастных. В противном случае они просто не договорятся. Даже если мир полностью состоит из людей, стремящихся помогать страдающим, проблема согласования своих действий не исчезнет.
Что произойдёт, если эти два условия не будут соблюдены, а люди все равно будут использовать чужие средства? Произойдет конфликт ценностей. Такой конфликт может быть разрешен либо переубеждением, либо уничтожением противника. Даже покорение не переубеждённого – всего лишь пауза в войне. Чем больше людей вовлечено в войну ценностей, чем больше разница в оценках, тем больше жертв, тем более жестока война – и тем больше страдающих и тем ужаснее их страдания. Одним словом, такая помощь гарантировано множит страдания, а не уменьшает их.
Но там, где люди не поддаются искушению использовать чужие средства во имя благих целей, где они свободно распоряжаются только собственными средствами, различие в ценностях не приводит к войне и не требует переубеждения. Наоборот, это различие приветствуется, потому что оно позволяет обменивающимся людям не просто удовлетворять свои желания, но удовлетворять их лучше и больше, в результате они становятся богаче. Или, если перевернуть – они меньше страдают.
Но можно представить себе людей, по каким-либо причинам – несчастный случай, ошибка, что угодно – попавших в беду, подвергнувшихся жестокому нападению или оказавшихся «на обочине». Что будет с ними? Если вообще бывают благотворители, то они будут располагать большими ресурсами для помощи этим людям.
Наш мир населяют люди с разными целями, желаниями и разной интенсивностью желаний. Самое безопасное место в нем там, где люди не стремятся защитить тебя за чей-то чужой счет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий