вторник, 3 июля 2012 г.

Ловись рыбка


Есть ли отличие между сбережением с целью инвестировать и сбережением с целью потребить потом? Это можно выяснить.

Удочка и сеть

Предположим, я рыбак. Ловлю на удочку, часть улова съедаю сам, остальную часть обмениваю на другие нужные мне товары. Однажды я решил сплести сеть, чтобы улов был больше. Но плетение сети требует времени и это занятие отвлечёт меня от ловли рыбы. На время плетения мой улов сократится или у меня вообще не будет рыбы. Значит, мне придётся заранее побеспокоится об этом. Перед тем, как начать плести сеть, я должен запастись рыбой и другими необходимыми для жизни товарами. То есть мне нужно съедать меньше рыбы и меньше расходовать выменянные товары.

Когда накопленный таким образом запас достигнет нужной величины, я приступлю к плетению. И во время работы буду проедать этот запас. Если я всё правильно рассчитал, то к моменту окончания плетения израсходуются и накопленные запасы. Получается, я сберегал для собственного потребления, просто чтобы съесть попозже. Было ли это сбережение инвестицией?

А если бы я копил не рыбу и другие товары для потребления, а деньги, на которые купил бы готовую сеть? Чувствуется, что в случае накопления денег сомнений нет – это определенно инвестиция, инвестиция в капитал и всё такое. Деньги не накапливались для собственного потребления, в отличие от рыбы. Но ведь принципиально ничего не изменилось! Единственная разница в том, что в одном случае я сам плёл сеть, а в другом -- я купил её готовую. Вот и вся разница.

Сезон штормов

Но посмотрим на другую историю. Не хочу я плести никакой сети, мне и удочки хватит с головой. Но в краях, где я живу, бывает сезон штормов, во время которого улов сильно снижается. Мне нужно накопить немного рыбы, чтобы продержаться несколько трудных недель. Никакого нового дела я не организовываю и не расширяю. Но что будет, если я не накоплю рыбы достаточно для того, чтобы не умереть с голоду во время штормов? Будет то, что когда прижмёт, мне придётся продать удочку, дом, что угодно. То есть, я накапливаю для своего личного потребления, никоим образом не рассчитывая увеличить в будущем улов или продажи рыбы. Но если я этого не сделаю, мой капитал (удочка и остальное) исчезнет или уменьшится. Кроме того, уменьшаться мои продажи рыбы. Поэтому, накапливая запас рыбы в ожидании штормов для собственного съедения, я забочусь о своём капитале, о своём деле. Я инвестирую в поддержание своего капитала, я предотвращаю его проедание; воздерживаясь от поедания рыбы в тучные времена, я поддерживаю отдачу от капитала, его производительность. Это инвестирование.


Таким образом, капитал – это любое сбережение, независимо от того, будут эти сбережения направлены на увеличение производства или они будут направлены на собственное потребление. Поскольку не бывает вечного капитала, неподвластного износу, то в обоих случаях воздержание от потребления приводит к увеличению капитала.

Комментариев нет:

Отправить комментарий