вторник, 11 сентября 2012 г.

А в конце дороги той плаха с топорами


Думаю, любую теорию или идею, касающуюся человеческой деятельности (экономики, общества), можно проверить путём мысленного последовательного доведения её до своего логического завершения. Проблема только в способности последовательно мыслить, иногда это очень даже нелегко.

Если в результате такого размышления теория или идея приводят к абсурду, в частности, к нежелательным с точки зрения автора теории последствиям, то она ошибочна, причём полностью, с самого начала. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Я нахожусь в Днепропетровске и мне нужно попасть в Ялту. Но вместо того, чтобы сесть на поезд Днепропетровск-Ялта, я сажусь на поезд, следующий в Харьков. Нет вопроса, через сколько километров моё решение станет ошибочным – оно было ошибочно с самого начала. Важно, как мне кажется, то, что это правило не имеет исключений, любая теория о ЧД подпадает под его действие.

Люди, желая спасти какую-то теорию, часто говорят: «А не нужно доводить её до конца». Но чтобы остановиться в определённом месте, а не где попало, раньше или позже, тоже нужна теория и нужна она сейчас. Когда человек, намеревающийся действовать согласно некой идее, понимает, что в пределе эта идея доведёт его до нежелательных ему последствий, то уже сейчас, в самом начале он обдумывает, когда именно он прекратит следование этой идее, и как он будет действовать потом.

То же самое касается и экономических теорий. Если автор такой теории видит, что последовательное её применение приведёт к абсурду, то ему придётся еще на этапе разработки показать, когда и почему именно тогда нужно остановиться и что будет дальше. Но на практике это соблюдается редко. Авторы и сторонники абсурдных экономических теорий под тем или иным предлогом или вовсе без предлога стараются уйти от ответов на такие вопросы. Например, Кейнс оправдывался тем, что его современники просто не доживут до абсурда, к которому приведёт его теория; тем самым он сам ограничил срок её действия временем жизни своего поколения. После распространения демократии срок действия некоторых абсурдных теорий сократился до срока полномочий политиков. Многие интервенционисты также не отрицают того, что последовательное развитие их теорий (скажем, в части налогов или импортных пошлин) ведёт к абсурду. Но они наотрез отказываются давать логическое объяснение остановке или ограничению в применении собственной теории. Наконец, социалисты не способны последовательно мыслить и поэтому, когда они чувствуют приближение абсурда, их разум полностью заменяется эмоциями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий