воскресенье, 30 сентября 2012 г.

Но если есть в кармане пачка сигарет*


Одна из причин, почему многих людей тянет к социализму несмотря на.

Предположим, у меня есть цель R  состояние, которого я хочу добиться. Для достижения этой цели я вижу путь Q. Как я считаю, никакой другой путь не приведёт меня к R. Я так считаю, но правдой является то, что с помощью Q я не получу результат R; для достижения R необходим другой способ действия, а Q приведёт меня к такому состоянию, которое для меня не только хуже R, но даже хуже чем моё нынешнее положение.

Эта правда мне неизвестна, поэтому я действую по плану Q. Разумеется, в результате моё состояние ухудшилось. Но я не знаю, почему так случилось. Я-то уверен, что Q – правильный путь, поэтому пробую снова и снова. Возникает вопрос: доколе? Понятно, я могу догадаться или узнать от кого-то, что именно Q является причиной моих неудач. А кроме того, что может меня остановить, а главное, почему?

Для ответа на этот вопрос следует вспомнить, что мои возможности и ресурсы ограничены. Действуя определённым способом, я тем самым отказался от других способов действия. Я выбрал цель и направил имеющиеся у меня средства на её достижение, отказав себе в других целях. Я предпочёл цель R другим целям. Но эти отброшенные цели не однородны для меня. Об одних из них я жалею меньше, о других – больше, а о какой-то я жалею больше всего. Вот эта цель, это состояние, которого я не достигну из-за того, что выбрал R и о котором я больше всего сожалею, является ценой R. Я им пожертвовал ради R.

Как было сказано, избранный мною способ достижения R не только не обеспечивает мне R, но даже отдаляет меня от R. Поэтому я не просто расходую имеющиеся у меня ресурсы впустую, но и к тем отвергнутым ради R другим целям добавляется цель восстановить «как было». Эта новая цель также требует ресурсов. Таким образом, когда я раз за разом ошибаюсь в своём выборе способа действий Q, у меня всё меньше и меньше остаётся ресурсов для достижения других целей, не R. Всё больше и больше желательных мне состояний оказываются для меня недосягаемыми. Я вынужден отказываться от достижения даже тех целей, о которых очень сильно сожалею. И вот, когда моё положение станет настолько плохим, что следующей жертвой окажется цель, ценность которой в моих глазах выше ценности R, я наконец-то остановлюсь. Я прекращу попытки достичь R. Цена R будет слишком высокой для меня.

(Конечно, может так статься, что для меня никакая другая цель не превыше R. Тогда я буду действовать способом Q до тех пор, пока не умру или не потеряю способность действовать (павший герой, азартный игрок, алкоголик и т.п.)).

В результате того, что я больше не стремлюсь к R, моё состояние восстанавливается. Я не расходую свои ограниченные ресурсы себе же в ущерб. Поэтому я могу позволить себе направлять их на достижение ранее отвергнутых целей. Но я так и не понял, что причина моих неудач заключалась в Q. Поэтому, оклемавшись и поднакопив ресурсов до такой степени, что цена R уже не кажется мне слишком высокой, я могу возобновить свои попытки достичь R. И всё начнётся по новой.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Понятно, что с точки зрения историка в это рассуждение следует включить множество фактов и событий; идей и действий множества людей. В реальной истории причины и следствия намного более запутаны, переплетены и разнесены во времени. Кроме того, цену за социализм зачастую платят совсем не те, кто его добивается. Но, я думаю, с точки зрения теории оно частично объясняет, почему многие люди, чьё благосостояние относительно высоко (например, в современных США, Европе), исповедуют социалистические взгляды. Это невзирая на то, что им хорошо известны ужасающие, даже по их собственным оценкам ужасающие, последствия социализма. Они «просто» выбирают непригодное средство для достижения тех целей, которые, как они ошибочно считают, обеспечивает социализм. Жизни и благосостояние, как их собственные, так и других людей прямо зависят от того, способны ли они понять свою ошибку. А если не способны, то от того, насколько ценны для них эти цели, чем они готовы жертвовать ради них, какую цену платить. Этот вопрос открыт. Неизвестно, сколько из ныне живущих людей смогут прожить достаточно долго, чтобы узнать на него ответ, и в каких условиях придётся жить выжившим.

Разумеется, это не единственная причина живучести социализма. Потому что кроме этого, социализм является идеальной средой для уголовников – убийц, воров, грабителей и мошенников, а также маньяков, психопатов и садистов. Но это другая тема.

* В. Цой «Пачка сигарет»

2 комментария:

  1. > "И вот, когда моё положение станет настолько плохим, что следующей жертвой окажется цель, ценность которой в моих глазах _меньше_ ценности R.."

    Может имелось ввиду _выше_?

    ОтветитьУдалить